Индия: особенности урбанизации (СиНВ, 1977)

Индия: особенности урбанизации (СиНВ, 1977)

Л.И. Бонифатьева

Важнейшие особенности урбанизации в современной Индии

За годы независимости в Индии ускорились взаимосвязанные процессы индустриализации и урбанизации. Последний процесс, обусловленный всем комплексом сложных социально-экономических изменений, происходящих в индийском обществе, не только развивается в количественном отношении, но и претерпевает значительные качественные сдвиги. В условиях многоукладной экономики одновременно существуют и сложно переплетаются различные стадии урбанизации, начиная с доиндустриальной, исторически связанной с докапиталистическим периодом развития страны, затем индустриальной, начавшей проявляться в колониально-капиталистический период, и кончая метрополитенской, приобретающей все большее значение в современной Индии и характеризующейся нарастающей ролью крупных многофункциональных городских агломераций и формированием целых больших городских областей. В последние десятилетия ведущими становятся более зрелые фазы урбанизации, что сближает Индию с развитыми странами мира. Сеть городов, сложившаяся в основных чертах еще в феодальную эпоху и усложненная в колониальный период быстрым ростом немногочисленных, но весьма значимых портовых узлов, с помощью которых страна была включена в систему международного капиталистического разделения труда, стала быстро развиваться после достижения Индией независимости. Разрастаются старые крупнейшие города, приобретая более сложную функциональную и территориальную структуру; возникают многочисленные новые промышленные, транспортные, административные, культурные центры; преобразуются в города многие из крупных сел; все большее число деревень, окружающих большие города, подвергается процессу субурбанизации.

Сложнейший процесс урбанизации может быть исследован по многочисленным направлениям. Несомненный интерес представляет анализ и сопоставление данных трех переписей населения, которые были проведены в независимой Индии в 1951, 1961 и 1971 гг. Их исследование дает возможность вы-

[47]

явить такие важнейшие для процесса урбанизации вопросы, как динамика городского населения, изменения в соотношении городов разной величины и сдвиги в географии городов, которые произошли за двадцать лет самостоятельного развития республики.

Рост городского населения. Таблица 1 дает возможность проследить динамику роста городского населения Индии за исследуемый двадцатилетний период, а также сопоставить ее с данными начала текущего столетия и ознакомиться с тенденциями, которые прогнозируются Плановой комиссией на ближайшее десятилетие.

Как видно из таблицы, на протяжении XX века в Индии городское население росло значительно быстрее, нежели сельское. За 70 лет (1901 —1971) городское население страны (в ее современных границах) увеличилось на 319%, т. е. более чем в четыре раза, в то время как сельское население — на 109% (т. е. удвоилось). За двадцать лет (1951 —1971) городское население выросло на 46,5 млн., или на 74,6%, а сельское — на 139,8 млн., т. е. на 46,7%. Городское население растет не только опережающими, но и постепенно ускоряющимися темпами. Об этом свидетельствуют следующие данные: за 1951-1961 гг. его прирост составил 26,4%, а за 1961 — 1971 гг.— 37,8%. Тем не менее по темпам роста городского населения в послевоенные годы Индия уступает многим освободившимся странам. В отличие от высокоурбанизированных стран сельское население в Индии не сокращается, а продолжает расти, хотя и более медленными темпами, чем городское. Несмотря на быстрый рост городского населения, его доля продолжает оставаться низкой 1. Особенно мало повысился этот показатель за

Т а б л и ц а 1

Рост городского и сельского населения Индии *

Год

Городское население

Сельское население

млн. человек

%

млн. человек

%

 

 

 

 

 

1901

26,0

10,9

209,0

89,1

1951

62,3

17,3

298,8

82,7

1961

78,8

18,0

360,4

82,0

1971

108,8

19,9

438,6

80,1

1974**

119,9

20,6

461,3

79,4

1986***

168,8

24,0

536,4

76,0

 

 

 

 

 

 

* (18; 12; 13].

** Оценка [16].

* * * Прогноз (16].

_______

1. При этом весьма значительна абсолютная численность городского населения, по которой Индия стоит в одном ряду с наиболее крупными из высокоурбанизированных стран [5].

[48]

1951 —1961 гг. Важнейшей причиной является- несоответствие между «силой выталкивания» крестьян из деревни и «поглотительной способностью» городов, постоянно остающихся «сгустками» безработицы [4].

При преобладании в индийских городах непроизводственных функций отсутствует достаточно широкая возможность обеспечения работой (а также и минимально удовлетворительным жильем) тех сельских мигрантов, которые под давлением нарастающего аграрного перенаселения покидают деревню и составляют основной источник пополнения городского населения 2.

Для многих жителей деревни переселение в город является временным, носит характер отходничества и ведет в конечном счете к обратному оттоку части таких временных горожан в сельскую местность.

За 1961 —1971 гг. отраслевая структура городского самодеятельного населения, по существу, не изменилась. В 1971 г. по-прежнему около половины населения было связано с непроизводственной сферой (в торговле, финансах, различных видах обслуживания, на государственной службе было занято 45%) и лишь менее четверти (23%) — с фабрично-заводской промышленностью. Сохранилась и значительная сельскохозяйственная занятость— 13% 3 [14].

На протяжении 1961 —1971 гг. указанные причины, сдерживавшие рост городского населения, сохраняли свое значение, но в то же время с большей силой стали проявляться такие движущие силы урбанизации, как ускорившееся развитие промышленности, образования и культуры, а также территориальное расширение многих городов (особенно крупных), поглощавших соседние деревни. О расширении процесса урбанизации свидетельствует появление значительного числа новых городов, которые приобрели городской статус лишь ко времени проведения переписи населения 1971 г. 4.

Общее число городов, зафиксированных переписью 1971 г., составило около 2900; из них более 570 — новые города 5 с суммарным населением почти 5 млн. человек. За 1951 —1971 гг.

_______

2. В 1961 г. родившиеся вне соответствующего города составили: в Калькутте — 53% жителей, в Дели — 55 и в Большом Бомбее — 64% [22]. Основную роль играет переселение из деревни. По данным переписи 1961 г., среди мигрантов, переселившихся к этому времени в города, 55,8% составляли переселенцы из деревни, 30,6 — мигранты из других городов и 13,6% — иммигранты (преимущественно из Пакистана) [20].

3. Занятость в остальных отраслях была следующей: кустарно-ремесленное производство — 5%, горная промышленность— 1, строительство — 3, транспорт, складирование и связь— 10% [там же].

4. В 1971 г. сохранился критерий для города, введенный в 1961 г.: численность населения — не менее 5 тыс., плотность населения — не ниже 1000 человек на 1 кв. милю, занятых вне земледелия — по меньшей мере три четверти взрослого мужского населения.

5. Они получили статус города к 1971 г.

[49]

всего в Индии возникло около тысячи новых городов. Их население в 1971 г. составило 11 млн.

Из числа городов, отличающихся наибольшим ростом населения, прежде всего выделяются те, градообразующая база которых связана с современной крупной промышленностью. Особенно быстро растут молодые индустриальные центры, где созданы или создаются большие предприятия государственного сектора. Так, городская агломерация Дург— Бхилаинагар, ядром которой является металлургический центр Бхилаинагар (вырос на базе металлургического комбината, построенного с помощью Советского Союза), увеличила свое население с 1951 по 1961 г. более чем в 6,5 раза, а с 1961 по 1971 г. — еще в 1,8 раза (к 1971 г. оно составляло 245 тыс. человек). Интересно отметить, что Бхилаинагар приобрел городской статус только в 1961 г.

Еще моложе город металлургов Бокаро, где при содействии СССР строится и уже дает продукцию крупнейший из государственных металлургических комбинатов Индии. Бокаро лишь ко времени последней переписи 1971 г. получил статус города и насчитывал уже 108 тыс. жителей. Значительно выросло население и в некоторых сравнительно старых центрах тяжелой промышленности. Например, город металлопромышленности Джамшедпур увеличил свое население более чем в 1,5 раза за 1951 —1961 гг. и почти в 1,5 раза — за последующее десятилетие (к 1971 г.— 465 тыс. жителей).

Быстрый рост характерен и для городов с развитыми административными и культурными функциями. Например, Чандигарх — объединенная столица штатов Панджаб и Хариана, молодой университетский центр. Получив статус города в 1961 г., он к 1971 г. вырос в 2,3 раза (233 тыс. жителей). В основном по тем же причинам выросла и Делийская агломерация. С J 951 по 1971 г. население Дели увеличилось более чем в2.5 раза (с 1,4 млн. до 3,6 млн.). Рост населения столицы устойчив: в 1,5 раза за 1951 —1961 гг. и в 1,6 раза за 1961 — 1971 гг. Одновременно расширилась и городская территория — за те же двадцать лет она увеличилась в 3 раза; в городскую черту было включено более ста деревень.

В целом можно сделать вывод, что по мере становления независимой ^ национальной экономики, и в первую очередь создания основ современной индустрии в государственном секторе, а также развития культуры, образования и науки, в Индии ускоряется процесс урбанизации, хотя он еще не достиг того уровня, при котором Индия могла бы выйти из числа наименее урбанизированных стран мира. В перспективе, очевидно, будет продолжаться действие тенденций, направленных к ускорению урбанизации. С одной стороны, несмотря на аграрные преобразования, проводимые в Индии, вряд ли можно ожидать ослабления «сил выталкивания» из деревни многочислен-

[50]

ных представителей неимущих слоев населения 6. С другой стороны, по мере дальнейшего осуществления индустриализации и развития других градообразующих функций может возрасти «сила притяжения» городов для сельских жителей.

Табл. 1 содержит разработанные Плановой комиссией Индии и опубликованные в проекте пятого пятилетнего плана прогнозируемые данные. Опережающие темпы роста городского населения сохранятся: за 15 лет, с 1971 по 1986 г., городское население должно увеличиться на 60 млн., или на 55%, а сельское— на 97,8 млн., или на 22,3%. При этом полагают, что произойдет некоторое замедление темпов урбанизации из-за общего сокращения естественного прироста населения в стране с 2,2% за 1966—1971 гг. до 1,4% в 1981 — 1986 гг. 7 [16]. Если же проектируемое уменьшение рождаемости (связанное с политикой «планирования семьи») не будет достигнуто, население всей страны и городов будет расти быстрее, чем предусмотрено 8.

Ускорение урбанизации при весьма значительной численности городского населения, которое превышает сейчас 100 млн., в условиях еще сохраняющейся экономической отсталости сопровождается появлением ряда серьезных проблем. Одна из них — изъятие из сельскохозяйственного использования земель, на которые «наступают» города, что при преобладании аграрной экономики и высокой плотности быстро растущего населения имеет отрицательное значение. В ряде случаев рост городов сопровождается загрязнением природной среды, приобретающим иногда серьезный характер в связи с тропическим климатом.

Сложны классовые социально-экономические и политические проблемы городов, порой получающие своеобразную национальную и религиозную окраску. Они нередко осложняются и принимают специфические формы из-за наличия в городах развивающихся стран широких «маргинальных» слоев населения — городской бедноты, отошедшей от традиционного сектора и не ассимилированной современными укладами. Эти неимущие жители городов, населяющие трущобы, которые, по мнению некоторых авторов, имеют тенденцию к расширению [17], образуют «устойчивый и воспроизводящийся на расширенной основе социальный конгломерат, представляющий (вместе с по-

____

6. О степени аграрного перенаселения в индийской деревне говорят такие цифры: в 1971 г. в стране было 47 млн. безземельных сельскохозяйственных рабочих, из которых многие частично или полностью безработные. Более 39% крестьянских хозяйств имеют наделы менее 1 га или вообще лишены земли [8].

7. До недавнего времени величина естественного прироста населения в городах была не ниже, чем в деревне. Некоторое падение рождаемости в городах, особенно крупных, — явление лишь самых последних лет [21; 22].

8. Последнее предположение достаточно реально, что связано с малой эффективностью проводящейся политики «планирования семьи» и с сокращением государственных ассигнований на ее осуществление.

[51]

добными группами в деревне) основание социальной пирамиды в этих странах» [11, 296].

В целом процесс урбанизации в Индии сложен, противоречив, связан со многими трудноразрешимыми проблемами и конфликтами. Тем не менее рост городов и распространение городского образа жизни имеет объективно прогрессивное значение. Как отмечал В. И. Ленин, «города представляют из себя центры экономической, политической и духовной жизни народа и являются главными двигателями прогресса» [2, 341]. Для Индии, как и других молодых стран с широким распространением черт деревенской отсталости, особое значение имеет то, что «город неизбежно ведет за собой деревню. Деревня неизбежно идет за городом» [3, 5]. Ленин подчеркивал, что передвижение сельского населения в город «представляет из себя явление прогрессивное» [1, 576].

Концентрация населения в крупных городах. В Индии отчетливо проявляется непрерывно нарастающая концентрация населения в крупных городах. Как видно из табл. 2, на протяжении 1951 —1971 годов число крупных городов (100 тыс. и бо-

Таблица 2

Соотношение и рост городов Индии*

Группы городов по числу жителей

Число городов

Население

Изменение численности населения за 1951-1971 гг.

млн. человек

%

1951 г.

1971 г.

1951 г.

1971 г.

1951 г.

1971 г.

млн. человек

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупные (100 тыс. и более жителей)

74

142

23,7

57,0

38,0

52,4

+ 33,3

+ 140,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

1 млн. и более

4

8

7,9

25,4

12,7

23,4

+ 17,5

+221,5

500 тыс. — 1 млн.

4

10

3,1

6,5

5,0

6,0

+ 3,4

+ 109,7

100—500 тыс.

66

124

12,7

25,1

20,3

23,0

+ 12,4

+ 97,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние (20—100 тыс.)

486

815

18,7

32,1

30,0

29,6

+ 13,4

+ 71,6

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

50—100 тыс.

111

198

7,6

13,2

12,2

12,2

+ 5,6

+ 73,7

20—50 тыс.

375

617

11,1

18,9

17,8

17,4

+ 7,8

+ 70,3

Малые (менее 20 тыс.)

2497

1964

19,9

19,7

32,0

18,0

—0,2

— 1,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

5—20 тыс.

1859

1687

17,8

18,8

28,6

17,2

+ 1,0

+ 5,6

менее 5 тыс.**

638

277

2,1

0,9

3,4

0,8

—1,2

—57,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т о г о

3057

2921

62,3

108,8

100,0

100,0

+ 46,5

+ 74,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Составлено по: [12; 13]. Сокращение числа малых городов в 1971 г. связано с установлением нового критерия в 1961 г.

** В виде исключения отдельные населенные пункты людностью менее 5 тыс. имеют статус города.

[52]

лее жителей) увеличилось почти в 2 раза, а население возросло более чем на 30 млн. (т. ё. около 70% общего прироста всего городского населения страны). Темпы роста жителей крупных городов были почти в 2 раза выше, чем всего городского населения. В крупных городах проживало в 1901 г. лишь около 23% городского населения страны, в 1951 г. — 41,8, в 1961 г. — 48,4, а в 1971 г. — уже 52,4% [18; 13]. Особенно быстро растут крупнейшие города (с числом жителей 1 млн. и более) — их население за 1951 —1971 годы более чем утроилось. Из восьми городов-«миллионеров» в Индии к числу самых больших в мире относятся Калькутта, в которой в 1971 г. насчитывалось 7 млн. жителей, и Большой Бомбей — 6 млн. Как видно из табл. 2, особенно быстро росло население и тех городов, в которых было 0,5—1 млн. жителей (их население удвоилось), некоторые из них приблизились к «миллионному» рубежу. За время независимости «крен» урбанизации Индии в сторону крупных городов явно возрос, и по развитию крупных городов Индия не уступает наиболее урбанизированным странам мира (о значении этого показателя для определения уровня урбанизации см. [5]).

С преимущественным развитием и постепенным усилением роли крупных городов связаны некоторые важные качественные сдвиги в процессе урбанизации. Один из них состоит в том, что концентрация населения в крупных городах органически взаимосвязана с ростом городских агломераций, причем первостепенное значение имеет развитие производительных сил, особенно промышленности 9. В развивающихся странах этот процесс нередко ускоряется продолжающимся гипертрофированным развитием ведущих городов, приобретших особое значение еще в колониальную эпоху и сохраняющих первенствующее положение и после достижения независимости 10. Немалую роль играют и такие факторы, как значительный естественный прирост городского населения, который в совокупности с постоянным притоком мигрантов способствует территориальному «расползанию» городов, а также высокая плотность сельского

______

9. В Индии за 1951— 1961 гг. число занятых в промышленности и строительстве увеличилось на 37,8%, а в сельском хозяйстве — на 33% [24]. Рост занятости в промышленности непосредственно связан с развитием городских агломераций, поскольку основная часть промышленных рабочих селится обычно или в крупных городах, к которым тяготеет новое промышленное строительство, или в расположенных поблизости более мелких населенных пунктах, которые становятся все теснее связанными с центральным городом — ядром агломерации.

10. Как отмечает видный исследователь в области географии населения В. В. Покшишевский, в развивающихся странах «стремительный рост ведущих политических, культурных и экономических центров обычно сопровождается «обрастанием» их пригородами и спутниками, иногда очень крупными. Чем быстрее растут сами центры, тем, как правило, в большей степени они становятся ядрами урбанизированных агломераций» ([9, 2].

[53]

населения — деревни при этом сближаются между собой и с близлежащими городами и попадают в их зону тяготения.

Агломерации формируются также и на основе городов меньших размеров. Нередко их центрами становятся крупные промышленные предприятия, строительство которых ведет к возникновению быстро растущих городов на месте бывших деревень.

В переписи 1971 г. выделено 70 городских агломераций, в которых сосредоточено более 33 млн. жителей, или 30,5% городского населения страны. Основная роль принадлежит крупным агломерациям (с населением не менее 100 тыс. жителей) — на их долю приходится почти 93% населения всех агломераций, причем 64,5% живут в «миллионных» агломерациях. В то же время при резком преобладании крупных в переписи названы также некоторые средние и даже малые города, отнесенные к числу агломераций.

В переписи не раскрыты критерии, примененные для выделения агломераций. Можно предполагать, что в первую очередь учитывались административно-управленческие особенности группы территориально сближенных населенных пунктов. В подавляющем большинстве случаев центрами формирующихся или уже сложившихся агломераций становятся крупные города.

Между тем индийская статистика не включает в число агломераций более сотни крупных городов (из 142), сосредоточивших почти половину населения всех «стотысячников». Неправомерно исключение из группы агломераций таких крупнейших городов страны, ведущих экономических и культурных центров, как Мадрас (четвертый по населению город Индии), Дхмадабад, Нагпур, Пуна, Джайпур и др. Официальные данные о городских агломерациях в переписи 1971 г. значительно преуменьшают фактически происходящий процесс образования городских групповых поселений. Можно считать, что удельный вес агломераций близок к удельному весу всех крупных городов. В таком случае получится, что в агломерациях сосредоточено около половины всего городского населения страны.

В известной мере можно говорить о зачатках формирования в Индии целых скоплений городских агломераций, сближающихся между собой по мере территориального расширения и усиления взаимных связей. Один из таких зарождающихся «мегалополисов» включает Калькутту и тесно связанный с ней индустриальный пояс в долине р. Дамодар и на севере плато Чхота-Нагпур (пограничный район штатов Западная Бенгалия и Бихар). Другой тянется от Бомбея через цепь промышленных городов на юго-восток к Пуне и на север к Ахмадабаду (штаты Махараштра и Гуджарат). Население одних только крупных городов в этих двух «городских областях» в первом случае превышает 8 млн., во втором достигает 10,5 млн. С включением менее крупных городов и деревень, входящих в

[54]

«зону тяготения» крупных центров, численность населения Калькуттского и Бомбейского «мегалополисов» еще более возрастет. Существуют несомненные объективные предпосылки для их формирования, связанные с довольно быстро осуществляющейся индустриализацией Индии. Именно Бомбей и Калькутта со многими тяготеющими к ним поселениями выступают главными очагами индустриализации и перестройки территориальной структуры хозяйства.

Наряду с отмеченными особенностями, в значительной мере общими с развитыми странами, городские агломерации Индии обладают и другими, специфическими чертами, присущими развивающимся странам. Одна из них связана с преобладанием в индийских городах, в том числе и крупнейших, малоэтажной застройки (хотя в последних развертывается строительство многоэтажных зданий). При этом ускоряется уже упоминавшееся территориальное расширение городов, увеличивается протяженность транспортных и коммунальных коммуникаций, что

удорожает их строительство и эксплуатацию и создает серьезные неудобства для населения. Уровень коммунального обслуживания, санитарного состояния и жилищных условий в индийских городах (в том числе и в крупнейших агломерациях), как правило, весьма низок.

Хаотичный и в большинстве случаев быстрый рост крупнейших городских агломераций вызывает беспокойство у многих государственных, общественных деятелей и ученых Индии. Государство пытается регулировать дальнейший рост городов, в первую очередь крупнейших. Особые усилия направлены на разработку и осуществление генеральных планов развития «большой четверки» — Калькутты, Бомбея, Дели и Мадраса.

Очень остры кризисные явления в крупнейшей из городских агломераций Индии — Калькутте. «Те, кто живет в Калькутте, ежедневно сталкиваются с такими характерными явлениями, как хронический недостаток основных коммунальных услуг — водоснабжения, канализации; с недостатком школ, больниц, парков и культурных учреждений: с безработицей и неполной занятостью; с переполненным и явно недостаточным общественным транспортом; с огромным недостатком в жилищах и быстро растущими районами трущоб; с растущими ценами на землю и повышающейся квартирной платой; с ограниченными финансовыми ресурсами в распоряжении правительства штата и муниципалитета», — пишет корреспондент «Правды» [8].

Калькуттская агломерация представляет собой наиболее разительный пример острейших противоречий, проявляющихся в больших городах развивающихся стран, и демонстрирует своего рода «тупик урбанизации». Рост населения этой огромной городской системы замедляется, а это свидетельствует о достижении ею при современных социально-экономических условиях определенного «критического размера» в процессе гипер-

[55]

урбанизации 11. За годы независимости из всех «миллионных» городов в Калькутте было отмечено самое медленное увеличение населения. В последние двадцать лет оно было более или менее стабильным, но с тенденцией к понижению: за 1951 — 1961 годы прирост составил 25%, а за 1961 — 1971 годы — 22,1% (что ниже средних темпов увеличения всего городского населения страны).

Обращает на себя внимание большая неравномерность в росте различных частей агломерации. Особенно медленный рост присущ центральным городам — собственно Калькутте и Хауре. В Калькутте в 1961 —1971 гг. население увеличилось всего на 7,3% (за 1951 —1961 гг. прирост был 8,5%). В Хауре население росло быстрее, но темпы его роста значительно ниже среднеиндийских и обнаруживают тенденцию к замедлению: в 1951 —1961 гг. — 27,6%, а в 1961 —1971 гг.— 16,8%. Наоборот, в периферийных частях агломерации немало примеров очень быстрого роста населения. «Рекорд» принадлежит небольшому городку Калиани (18 тыс. жителей в 1971 г.), который стал городом только в 1961 г. и к 1971 г. увеличил свое население почти в 4 раза. В других подобных же молодых городах население за последние десять лет увеличилось в 1,5—2,5 раза.

В целом рост Калькуттской агломерации происходит за счет перевода в разряд городских довольно многочисленных сельских населенных пунктов. Из 74 городов, входящих ныне в состав агломерации, 22 получили статус города только к 1961 г., а 21— к 1971 г. Таким образом, более половины городов, составляющих агломерацию, — молодые, по размерам преимущественно средние и малые, обнаруживающие, как правило, относительно быстрый рост.

Отмеченные особенности роста Калькуттской агломерации свидетельствуют об усилении действия в ней «центробежных сил», о расширении процессов урбанизации и субурбанизации ее окраинных частей. Этот процесс связан с притягательной силой Калькутты, продолжающей привлекать, несмотря на очень тяжелые условия жизни в ней, большое число сельских переселенцев, гонимых из деревни острой нуждой и находящих приют в городах и городках близ перенаселенного ядра агломерации.

При непрерывном расширении агломерации, включающей в свои пределы все новые населенные пункты, усложняются задачи регулирования роста и улучшения благоустройства «расползающейся» пригородной территории, многие части которой превращаются в трущобы. Большие трудности стоят на пути реконструкции и центральных районов агломерации.

_____

11. О проблеме гиперурбанизации в развитых капиталистических странах см. [10]. Некоторые явления, присущие развитым странам, начинают проявляться и в развивающихся.

[56]

Для упорядочения дальнейшего роста города-гиганта 12 Калькуттская метрополитенская плановая организация разработала двадцатилетний план развития агломерации (1966— 1986). Согласно плану, сама Калькутта (и фактически слившаяся с ней Хаура) сохранит доминирующее положение в качестве ведущего торгово-финансового узла, центра специальных производств, образования, науки и культуры. Одновременно предусматривается сокращение промышленного значения Калькутты—Хауры за счет развития других центров Западной Бенгалии, расположенных вне агломерации (в первую очередь имеются в виду города Асансол и Дургапур), а также перехода функций морского порта к новому порту Халдия в устье реки Хугли. Одновременно предусматривается реконструкция застройки, улучшение коммунальных удобств, транспорта (особое значение имеет строительство метрополитена с использованием советской помощи) и системы обслуживания в различных частях агломерации (подробнее о генеральном плане развития Калькутты см. [6]).

Вторая по размерам городская агломерация Индии, Большой Бомбей, в отличие от Калькутты не обнаруживает признаков стагнации, хотя имеет свои острые проблемы 13. Рост населения Большого Бомбея значительно более быстрый и постепенно ускоряется: за 1951 —1961 годы он составил 40%, а за 1961—1971 годы — 43,8%. Среди городов-«миллионеров» Бомбей по темпам роста населения уступает только Дели.

Многие трудности Бомбея как огромного города связаны с большой концентрацией в нем промышленно-транспортных функций. В городе производится почти 80% продукции обрабатывающей промышленности штата Махараштра, являющегося наряду с Западной Бенгалией ведущим индустриальным районом страны. В то же время Бомбей — главный морской порт Индии. Генеральный план развития Большого Бомбея предусматривает перемещение части промышленных предприятий в другие города и села, расположенные вдоль транспортных коммуникаций, которые связывают Бомбей с Пуной и Ахмадабадом.

Это усилит внутренние связи в формирующемся Бомбейском «мегалополисе». Интересен проект создания нового круп-

________

12. Индийские исследователи прогнозируют, что, несмотря на замедление роста Калькуттской агломерации, число ее жителей при неуправляемом развитии может достичь 12 млн. в 1986 г. и 14 млн. в 2000 г. [ 19].

13. Различия в характере развития двух крупнейших индийских городов, требующие специального исследования, определяются исторически сложившимися особенностями (в частности, различие в позициях национального и иностранного капитала), разной промышленной специализацией (для Бомбея характерен больший удельный вес новых и новейших производств), возможностями развития портового хозяйства (для Калькутты отрицательное воздействие имеет заиление р. Хугли), разным характером хинтерланда и др.

[57]

ного города (с числом жителей не менее 1,5 млн.) — «двойника» Бомбея — на противоположном берегу Бомбейской бухты. В соответствии с проектом он должен стать самостоятельным значительным торгово-промышленным центром, который разгрузит Бомбей от части экономической «нагрузки» и привлечет большое число сельских переселенцев, уменьшив их приток в Бомбей [23].

В основу генерального плана Дели и наиболее тесно связанных с ним прилегающих территорий положено ограничение дальнейшего роста быстро увеличивающейся агломерации за счет перенесения части ее функций в близлежащие наиболее перспективные города.

Правительство штата Тамилнад, столицей которого является Мадрас, разрабатывает проекты предотвращения дальнейшего увеличения его населения. С этой целью планируется строительство трех городов-спутников, численность населения которых составит около 0,5 млн. [8].

Во всех городах «большой четверки» осуществляются программы перестройки трущобных районов.

Развитие крупных городов и непрерывно возрастающая концентрация в них городского населения являются важными свидетельствами расширения и углубления процесса урбанизации в стране. В то же время рост крупных городов наиболее рельефно и остро обнаруживает противоречия, которые свойственны стихийной капиталистической урбанизации, и подводит к необходимости ее государственного регулирования.

Региональные различия в урбанизации. Рассмотренные нами изменения в динамике городского населения Индии и в соотношении городов разной величины свидетельствуют о довольно значительных изменениях в процессе урбанизации страны. Что же касается региональных различий, то здесь можно констатировать сравнительную стабильность. Из табл. 3 видно, что на протяжении рассматриваемых двадцати лет сохраняется ведущая роль штатов Махараштра, Тамилнад, Гуджарат, Западная Бенгалия, Карнатака (Майсур) и Панджаб как наиболее урбанизированных 14. Все эти штаты по доле городского населения превышали среднеиндийские показатели и в 1951, и в 1961, и в 1971 годы. Большинство названных штатов — приморские, достигшие относительно высокого уровня экономического развития еще в колониальное время. Особо следует выделить Махараштру и Западную Бенгалию, где самая высокая концентрация населения в крупных городах. В 1971 г. в Махараштре насчитывалось 17 крупных городов, в которых было сосредоточено 64,7% всего городского населения штата; в Западной Бенгалии

_____

14. Союзные территории Дели и Чандигарх не рассматриваются ввиду того, что каждая из них представляет собой, по существу, почти сплошной город.

[58]

Таблица 3

Городское население по административным единицам Индии*

Штат, территория

Доля городского населения во всем населении, %

Рост городского населения, %

1951 г.

1961 г.

1971 г.

1951-1961 гг.

1961- 1971 гг.

 

 

 

 

 

 

Махараштра

28,8

28,2

31,2

21,0

40,7

Тамилнад

24,4

26,7

30,3

22,6

38,4

Гуджарат

27,2

25,8

28,1

20,1

41,2

Западная Бенгалия

23,9

24,5

24,6

36,0

28,0

Карнатака (Майсур)

23,0

22,3

24,3

18,2

35,1

Панджаб**

19,0

20,1

23,8

33,3

24,9

Андхра-Прадеш

17,4

17,4

19,4

15,8

33,8

Джамму и Кашмир

16,7

18,3

42,0

Хариана

17,2

17,8

35,6

Раджастхан

18,5

16,3

17,6

11,0

38,0

Керала

13,5

15,1

16,3

39,9

35,7

Мадхья-Прадеш

12,0

14,3

16,3

47,7

46,3

Уттар-Прадеш

13,6

12,9

14,0

9,9

30,5

Бихар

6,8

8,4

10,0

49,0

44,5

Нагаленд

1,9

5,2

9,9

364,4

166,6

Ассам

4,7

7,7

8,4

122,5

53,0

Орисса

4,1

6,3

8,3

86,7

63,5

Химачал-Прадеш

4,1

4,7

7,1

41,6

35,5

Мегхалая

12,5

13,0

37,7

Трипура

6,7

9,0

7,8

1416,8

18,2

Манипур

0,5

8,7

13,3

2266,1

109,3

Андаманские и Никобарские острова

25,9

22,2

22,8

75,6

86,2

Дели

82,4

88,8

89,8

64,2

53,9

Чандигарх

82,8

90,7

134,7

 

 

 

 

 

 

Вся Индия

17,3

18,0

19,9

26,4

37,8

 

 

 

 

 

 

 

* Таблица составлена по: [12; 13]. Снижение доли городского населения в некоторых административных единицах в 1961 г. связано с введением нового критерия для городов.

** Данные за 1951 и 1961 гг.— для Панджаба до выделения из него Харианы. В 1961 г. городское население собственно Панджаба — 23,1%.

 

было 5 крупных городов, их доля в городском населении - 70,3% 15.

В Западной Бенгалии свыше 90% населения крупных городов приходится на одну Калькуттскую агломерацию. Она превосходит по числу жителей второй по величине западнобенгаль-

_____

15. Если исключить Кашмир, где относительно суровые природные условия способствовали концентрации населения в двух крупных городах (на их долю падает 66,3% горожан), то Западная Бенгалия и Махараштра занимают среди индийских штатов самые высокие места по удельному весу крупных городов.

[59]

ский город Дургапур в 35 раз. В Махараштре также выделяется Бомбей, превосходящий по населению следующие за ним крупные города в 7 раз. Но роль Бомбея заметно меньше, чем Калькутты. Значительное развитие крупных городов в штате определяется не только Бомбеем, но и несколькими важными региональными центрами.

Тесно экономически связанный с Махараштрой и территориально примыкающий к ней Гуджарат придает особое значение Западной Индии, как наиболее урбанизированному ареалу, где темпы роста городского населения за 1961 —1971 годы превосходят среднеиндийские и в еще большей мере — западнобенгальские. Есть основания считать, что в период независимости именно Западная Индия выдвигается на первое место по развитию процесса урбанизации, превосходя Северо-Восточный район.

В целом территориальные сдвиги, происшедшие в Индии за 1951 —1971 гг., не смогли преодолеть те резкие региональные диспропорции в уровне урбанизации, которые сложились в колониальный период. Наряду с относительно высокоурбанизированными в стране все еще есть обширные территории, находящиеся на начальной стадии урбанизации. Это преимущественно глубинные, часто труднодоступные горные районы, которые в прошлом были крайне отсталыми окраинами страны, — Ассам, Нагаленд, Трипура, Химачал-Прадеш, где городское население не достигает и 10%. К этой же группе низкоурбанизированных штатов относятся Бихар и Орисса.

Некоторые из аграрных штатов по уровню урбанизации топчутся на месте: Уттар-Прадеш, городское население которого составляло около 14% в 1951 г. и осталось на том же уровне в 1971 г., Раджастхан — соответственно 18,5 и 17,6% 16.

Типично положение в Уттар-Прадеше. Здесь расположены многие индийские города, уже весьма длительное время играющие роль важных исторических региональных центров в плотно населенной сельской местности на Гангской равнине. Благодаря этому Уттар-Прадеш выделяется высоким удельным весом крупных городов (57,1% городского населения штата), сравнительно мало различающихся по величине населения. Но все города растут медленно: на протяжении двадцати лет общий прирост городского населения в штате ниже, чем по стране в целом. В большинстве городов Уттар-Прадеша нет достаточной градообразующей базы. В первую очередь сказывается слабость индустриального развития штата, где 75% занятых связаны с сельским хозяйством (в 1971 г.). Постоянный отток крестьян из отсталых сельских районов происходит главным обра-

____

16. Снижение доли городского населения в Раджастхане и в некоторых других штатах связано с введением в 1961 г. нового критерия для городов и соответствующим сокращением числа малых городов.

[60]

зом в те города, которые расположены за пределами Уттар-Прадеша (крупным центром притяжения мигрантов традиционно является Калькутта, а также другие промышленные центры Северо-Восточной Индии).

При сохранении резких различий в уровне урбанизации между разными частями страны за годы независимости наметились некоторые, пока еще слабые, тенденции к выравниванию положения. Об этом говорит тот факт, что наиболее высокие темпы роста городского населения присущи наименее урбанизированным штатам и союзным территориям. Некоторые из них — небольшие по численности населения (Манипур, Нагаленд, Андаманские и Никобарские острова), где темпы прироста городского населения высоки в связи с низким исходным уровнем урбанизации. Для других малоурбанизированных более крупных штатов (Мадхья-Прадеш, Ассам, Орисса, Бихар), отличающихся также быстрым ростом городского населения, большое значение имеет строительство в них крупных государственных промышленных предприятий, создающих основу для роста новых важных промышленных центров (таких, например, как города металлопромышленности Бхилаинагар, Бокаро, Роуркела, Ранчи или нефтехимии — Барауни, Гаухати).

Надо полагать, что перестройка территориальной структуры хозяйства Индии, дальнейшее усиление вновь выдвигающихся экономических, культурных и политических центров должны привести к значительному сокращению в разрыве между отдельными частями страны в уровне урбанизации.

Изменения в процессе урбанизации в целом, которые произошли в Индии за годы независимости, отражают серьезные сдвиги, характеризующие экономику и культуру крупнейшей из развивающихся стран мира. Одновременно сложность, противоречивость, контрастность процесса урбанизации говорят о больших трудностях, с которыми связаны строительство независимой национальной экономики и развитие культуры в Индии.

В заключение следует отметить, что для стран Азии, и для Индии в первую очередь, процесс урбанизации имеет огромное не только внутреннее, но и международное значение. Это было подчеркнуто на международной конференции по проблемам азиатских городов, которая проходила в 1969 г. в Гонконге. Указав на сложность и тревожность многих проблем, которые сопровождают урбанизацию в развивающихся азиатских странах, редактор опубликованных после конференции материалов Д. Дуайер [15] сравнивает эти проблемы по их значимости для всего человечества с такими проблемами, как угроза голода во многих странах мира, атомная угроза, загрязнение окружающей среды и опасность истощения природных ресурсов.

[61]

Литература

1. Ленин В. И. Развитие капитализма в России. — Полное собрание сочинений, т. 3.

2. Ленин В. И. Новейшие данные о партиях в Германии. — Т. 23.

3. Л е н и н В. И. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. — Т. 40.

4. Бонифатьева Л. И. Данные о городах в переписи населения Индии 1961 г.— «Страны и народы Востока», вып. IV. М., 1965.

5. Бонифатьева Л. И. К вопросу об определении уровня урбанизации Индии. — «Страны и народы Востока», вып. V. М., 1967.

6. Бонифатьева Л. И. Проект развития Калькуттской городской агломерации. — «Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран». М., 1971.

7. Бонифатьева Л. И. Перспективы развития столицы Индии. — «Страны и народы Востока», вып. XIV. М., 1972.

8. Киценко О. Индия: заботы большого города. — «Правда», 14.1.1975.

9. Покшишевский В. В. Об изучении урбанизации развивающихся стран и связанных этнических процессах.— «VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук». М., 1967.

10. П о к ш и ш е в с к и й В. В., Г о х м а н В. М. Проблемы гипер-урбанизации в развитых капиталистических странах и ее географические аспекты. — «Научные проблемы географии населения». М., 1967.

11. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. М., 1974.

12. Census of India 1961. Paper № 1. Final Population Totals. Delhi, 1962.

13. Census of India 1971. Papei № 1 of 1971. Supplement. Provisional population totals. Delhi, 1971.

14. Census of India 1971. Series 1. Paper № 3 of 1972. Economic Characteristics of Population. Delhi, 1972.

15. The City as a Centre of Change in Asia. Ed. by D. J. Dwyer. Hong Kong,1972.

16. Draft Fifth Five Year Plan 1974—79, vol. 1. Delhi, 1974.

17. Kapur J. C. India in the Year 2000.— «Futurist». Washington, 1974, vol. 8, № 4.

18. Mamoria С. B. Population Growth and Birth Rates in India.— «АLСС Economic Review». Delhi, 1962, vol. 13, № 14—16.

19. Memorandum of Development of Calcutta Metropolitan District, 1966— 1971. Government of West Bengal. Calcutta, 1965.

20. Mitra A. Internal Migration and Urbanization in India. Delhi, 1967.

21. Mitra A. Problems of Regional Disparities. Pamphlet 67—68. Bombay,1973.

22. R e l e T. R., Tara К a n i t k a r. Residence Background and Fertility in Greater Bombay.— «Population Studies». London, vol. 18, № 2.

23. Sakhalkar S. B. Twin City for Bombay — Development Problems and Prospects.— «Industrial India». Bombay, 1970, vol. 21, № 9.

24. S e t h u r a m a n S. V. Employment and Labour Productivity in India since 1950.— «Economic Development and Cultural Change». Chicago, 1974, vol. 2, № 4.

[62]

Л. Бонифатьева. Важнейшие особенности урбанизации в современной Индии. // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Под общ. ред. Д.А. Ольдерогге. Выпуск XIX. Индия – страна и народ. Книга 4. М., 1977, с. 47-62.