Среднее царство при династии Иттауи

Среднее царство при династии Иттауи

Как Мину предание считает первым царем древнего периода, так Небхепетра Ментухотпа стали считать первым царем нового периода — Среднего царства. Для этого, без сомнения, имелись некоторые основания: Египет был объединен, власть фиванского царя распространилась на всю страну, самостоятельности местных правителей был нанесен сильный удар. Выросла и экономическая мощь царя. Небхепетра Ментухотп завершает сооружение заупокойного храма на западном берегу Фив в Дейр-эль-Бахри. Древние пирамиды хорошо отражают политическую концепцию своего периода — неограниченный деспотизм царя. Храм в Дейр-эль-Бахри наглядно показывает уже сочетание местной власти правителей и самодержавия царей. Сооружение представляет собой соединение заупокойного храма, скальной гробницы и пирамиды. Но XI династия все же не окончательно умиротворила страну. Около 2000 года до нашей эры в Фивах начинает править XII династия. Два столетия ее правления и называют обычно Средним царством. Основатель новой династии Аменемхет I, по свидетельству одной надписи, «восстановил то, что им было найдено пришедшим в упадок, то, что один город отнял у другого. Дал он, чтобы отличал город свои границы от границ другого города».

Новый царь не остался в Фивах, а перенес столицу в крепость, на рубеж Верхнего и нижнего Египта. Она была названа Иттауи — «овладевающая обеими землями» — и находилась южнее древнего Мемфиса. Из этой крепости-столицы среднеегипетские цари правили страной и посылали войска на завоевание чужеземных территорий. Войны перестали носить характер временных набегов. Египтяне начали захватывать и покорять север Эфиопии между первым и вторым нильскими порогами. Даже в далекой Финикии и городе Библе появился египетский правитель. Казалось бы, к Египту возвратилось былое величие, а к его царям прежнее самодержавие. Но это не совсем так. Придворная жизнь в период царствования XII династии наполнена дворцовыми заговорами, смутами и покушениями. В своем известном «Поучении» Аменемхет I с горечью обращается к сыну Сенусерту:

«Не полагайся на брата, не знай друга, не создавай себе доверенных: от этого нет проку. Когда ты спишь, пусть сторожит тебя твое собственное сердце, потому что нет у человека сторонников в день несчастья». Такое неустойчивое положение вызвано было силой местных правителей. Лишь к концу династии Аменемхет III  уничтожает окончательно могущество областной знати.

Цитируется по изд.: Петровский Н.С., Матвеев В.В. Египет – сын тысячелетий. Л., 1959, с. 41-43.