Африка в средневековом воображении

Африка в средневековом воображении

Африка. Обилие текстов и теорий, касающихся Африки, с одной, стороны, и бедность географических с ведений по ней - с другой, приводили к сумятице и путанице в географических представлениях. В средневековой географической литературе преобладала идея существования двух Африк — северной («белой») и южной («черной») - Эфиопии. Греческое слово «эфиоп» означает «сожженное лицо», и в этом названии также отразились представления о стране, находящейся в недоступном жарком поясе. Согласно средневековой традиции, лежит эта «эфиопская» южная Африка на юге Египта, но иногда покрывает всю территорию Африки, от Индийского океана до Атлантики. В Библии, на которую ориентировались в своих географических представлениях средневековые авторы, также мало ясных сведений относительно Африки. Подразумевалось, что Африка досталась в наследство сыну Ноя Хаму, который посмеялся над наготой своего пьяного отца и был им проклят. Область на юге Египта, где обитают черные африканцы, обозначается в Ветхом Завете как страна наихудшего из сыновей Хама — Хуша (Быт. 10), но потомство Хуша помещали и в Азии. Так уже в Библии берет начало контаминация Африки и Индии. Другая традиция связывала Африку с потомками Авраама. Ефер - потомок Авраама и Хеттуры (Быт. 25,4), о котором говорилось, что он приведет свою армию в Ливию, его потомки возьмут имя «Афры», а страна станет называться Африкой. В античной традиции о связи между Авраамом и Ефером впервые упомянул Иосиф Флавий, и впоследствии эта мысль была усвоена Исидором Севильским, Роджером Бэконом и другими. Так существовала, с одной стороны, идея Африки, отмеченной иудео-христианским откровением, с другой стороны, идея незнакомой Африки, ставшей еще более далекой в связи со своей принадлежностью к подозрительному потомству Хама.

В агиографии, а затем в проповедях дьявол часто изображается в образе эфиопа. Черный цвет в системе христианских ценностей приобретает смысл морального осуждения и ассоциируется с грехом. Образ Африки приобретает еще более негативные черты в XIII веке, когда в энциклопедиях населявшим Африку вымышленным племенам — гарамантам и троглодитам - приписываются пагубные нравы, чудовищные обычаи и моральное несовершенство. С другой стороны, Эфиопия, как и Индия, — страна миражей. Средневековый Запад грезит золотом Судана. В средневековых энциклопедиях содержались многочисленные сведения о mirabilia Африки — экзотических животных, василисках и хамелеонах, стерегущих африканское золото драконах с карбункулом на голове, диковинных народах исполинского роста макробах, отличающихся долголетием, антиподах и прочих. Средневековые контаминации между азиатским Востоком и африканской Эфиопией, а начиная с XIV века перемещение знаменитого царства пресвитера Иоанна из Индии в Африку усилили позитивную сторону образа последней. Мудрый эфиоп в латинской традиции близок «благочестивому брахману» Индии. Культ св. Маврикия, как и образ черного короля-мага Валтасара, рассказы о языческих принцах в произведениях Вольфрама фон Эшенбаха — лишь некоторые примеры существования позитивного образа африканцев в средневековой культурной традиции.

Цитируется по изд.: Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. М., 2003, с. 197-198.