Северный Морской Путь: первые мероприятия

Северный Морской Путь: первые мероприятия

Коммунистическая партия * в период мирной передышки, наступившей после заключения Брестского договора, приступила к разработке широкой программы социалистических преобразований. Их составной частью являлись мероприятия по развитию производительных сил Севера.

Важнейшим шагом молодого советского государства стала национализация внешней торговли. Советское правительство взяло в свои руки все нити, связывающие страну с капиталистическим миром, в том числе и Северный морской путь, который до революции капиталисты Европы и Америки пытались использовать для экономического проникновения в Сибирь. Закон о национализации внешней торговли был объявлен в апреле 1918 года 1. Введение монополии внешней торговли облегчало решение задач хозяйственного и транспортного строительства на крайнем Севере.

От «красногвардейской атаки на капитал» Советская республика переходила в ту пору к делам мирного строительства.

Гениальная ленинская работа «Очередные задачи Советской власти» определила основные пути мирного социалистического строительства на весь переходный период от капитализма к социализму 2 **.

Победу нового общественного строя, учил Ленин, можно обеспечить, только построив прочный экономический фундамент социализма, создав мощную промышленность, перестроив все хозяйство на базе современной техники, достигнув новой, гораздо более высокой производительности общественного труда. А для создания такой материальной основы социализма, крупной индустрии, требовалось, прежде всего, приступить к глубокому и всестороннему изучению и использованию естественных производительных сил страны.

12 апреля 1918 г. по докладу А. В. Луначарского Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина принял решение по этому вопросу. В качестве основной и неотложной задачи выдвигалось «...систематическое разрешение проблем правильного распределения в стране промышленности и наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил» 3.

В связи с этим решением В. И. Ленин в апреле 1918 года разработал и направил в Академию наук свой известный «Набросок плана научно- технических работ». Ленин призывал ученых рассмотреть вопрос о рациональном размещении промышленности в России «с точки зрения близости сырья и возможности наименьшей потери труда при переходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обработки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта» 4.

Ленинский план реорганизации промышленности России определял собой новый социалистический подход к развитию производительных сил страны.

Уже в этой своей работе Б. И. Ленин подчеркивал необходимость электрификации промышленности и транспорта, используя для этой пели все виды топлива, в особенности торф, бурый уголь, энергию крупнейших рек.

Среди многих неотложных проблем особое место в ленинском плане перехода к мирному социалистическому строительству, естественно, занимали вопросы изучения и освоения природных ресурсов.

Сейчас далеко не закончено выявление всех документов, которые могли бы нарисовать полную картину исторических мероприятий молодой Советской власти, уже в первые дни своего существования наметившей грандиозную программу социалистических преобразований. Но уже сейчас мы можем утверждать, что далеко не последнее место в этих преобразованиях занимал Север России. Идя навстречу стремлениям той великой революционной эпохи, отвечая энтузиазму народных масс, советское правительство и его органы на местах в период кратковременной передышки в марте—апреле 1918 г. выдвинули ряд смелых, далеко идущих проектов по освоению Арктики. Не все из них удалось осуществить, многое осталось лишь революционной заявкой, попыткой заглянуть в завтрашний день, но тем внимательнее надо присмотреться ко всему тому, что рождалось великим творчеством масс в те бессмертные дни.

В первые месяцы после победы Великой Октябрьской социалиста ческой революции большую роль в экономическом развитии сыграли местные органы ВСНХ, в особенности Советы народного хозяйства Северного района и Западной Сибири.

Совет народного хозяйства Северного района являлся высшей инстанцией по всем вопросам экономической жизни обширной территории, включающей нынешние Ленинградскую, Мурманскую и Архангельскую области, Карельскую и Коми АССР. Под его руководством был составлен план экономического возрождения Севера. В нем предусматривались изыскания водных путей, железных и шоссейных дорог, постройка новых, и расширение старых портов, электрификация, геологоразведочные работы и др.

В программу входили изыскания Обь-Беломорской железной дороги, Камско-Печорскогэ водного пути, Онего-Беломорского канала.

Большое внимание уделялось электрификации Мурманской железной дороги и Мурманского порта 5. В 1918 г. в Олонецкую и Северо-Двин- скую губернии были направлены горноразведочные партии.

В лице Совета народного хозяйства Северного района советское правительство имело инициативный, боевой штаб, по-новому организовавший экономическую жизнь, выдвигавший в порядок дня решение неотложных проблем.

Для Советской республики в те годы в связи с захватом интервентами основных топливных баз страны особую остроту приобрел вопрос о топливе. Без топлива — нефти и каменного угля — не могли работать фабрики и заводы, двигаться поезда. Крайне нуждался в топливе флот, подготовленный к навигации революционными моряками и судостроителями. Естественно, что в этой обстановке большое внимание уделялось Печорской и Ухтинской проблемам.

О месторождении на Печоре и Ухте угля и нефти промышленного значения было известно еще задолго до революции. Однако «стараниями» нефтезаводчиков Баку и Грозного ухтинская нефть не разрабатывалась, попытки отдельных капиталистов начать здесь добычу нефти закончились провалом 6.

В мае 1918 года Пермский университет поставил вопрос о планомерном исследовании Печорского края. В докладной записке Высшему Совету Народного Хозяйства пермские ученые писали: «Печорский край занимает громадную площадь на северо-востоке Европейской России, прорезаемую в значительной своей части доступной для судоходства рекой Печорой...

Удобства сообщения, лесные богатства, признаки медных и железных руд, нефти и других полезных минералов, богатства рыбой и пушниной — все это обещает краю широкое развитие в будущем, когда богатства эти выяснятся и начнется правильная их эксплуатация. Но чтобы эксплуатация эта была правильной, что при современном положении России является необходимым, в ближайшем будущем, безусловно, требуется предварительное подробное и всестороннее научное обследование края и его природы» 7.

Пермский университет предложил организовать изучение Ухта-Печорского края в геологическом, минералогическом, ботаническом, зоологическом, географическом, культурно-историческом, этнографическом и лингвистическом отношениях. В Совнарком университет представил трехлетнюю программу работ. Летом 1918 г. намечалось направить экспедицию в район реки Ухты для начала разведки нефти. На организацию работ Пермский университет испрашивал 250 тыс. руб. па заседании 25 июня 1918 г. Комиссия смет ВСНХ согласилась отпустить эти средства 8. 2 июля вопрос о «Печорской экспедиции» рассматривался в Комиссии Совета Народных Комиссаров, которая нашла необходимым до принятия какого-либо решения запросить о печорских делах Академию наук 9.

Отзыв на предложение Пермского университета представил профессор Московского университета академик А. П. Павлов; он отнесся несколько скептически к планам пермяков и предложил раньше, чем снаряжать большую экспедицию, провести предварительное обследование угольных и нефтяных месторождений Печорского края. В результате опоздания с отпуском необходимых средств и отзывом Академии наук Пермский университет не смог направить свои поисковые партии. Начавшаяся вскоре на Севере интервенция сорвала выполнение намеченной программы. Однако вопрос об изучении печорской и ухтинской проблем на этом не оборвался. 13 июля Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина рассмотрел ходатайство Пермского университета об отпуске средств на организацию Печорской экспедиции и поручил ВСНХ внести свои предложения по обследованию нефтяных и угольных богатств Печорского края 10.

К работам привлекался Геологический комитет, которому удалось отправить на Ухту небольшую геологическую экспедицию.

По решению Нефтяной секции Геологического комитета от 6—11 мая 1918 г., для геологического обследования Ухтинского нефтеносного района туда были посланы геологи К. П. Калицкий и А. А. Стоянов 11.

В 1920 году, выступая на 1-м Всероссийском съезде административно-технических сил горного дела, И. М. Губкин рассказывал:

«Еще в 1918 г. вскоре после организации Главного нефтяного комитета Главнефтью при помощи Геологического комитета, или вернее, Главным геологическим комитетом при помощи Главного нефтяного комитета была организована экспедиция в Ухтинский нефтяной район. Весь 1918 г. в этом отношении прошел как бы под знаком Ухты. Про этот район говорили, что в нем имеются богатейшие запасы и что капиталисты намеренно замалчивали этот район; Нобелю-де, мол, было невыгодно разведывать Ухтинский район, потому что он мог составить конкуренцию Бакинскому району. Поэтому в 1918 г. за разрешение этого вопроса примялись очень горячо, и он восходил не только до президиума ВСНХ, но был ряд личных обращений к Ленину. Мне приходилось не-однократно писать Владимиру Ильичу о том. что представляет собой Ухтинский район.

Чтобы показать, что Главный нефтяной комитет этого вопроса нисколько не закрывает, а наоборот, идет навстречу разведке нефтяного района, туда была организована экспедиция, которая носила по преимуществу геологический характер, но в Ухтинском районе основной вопрос геологии имеет громадное практическое значение» 12.

Позднее в своих воспоминаниях И. М. Губкин отмечал, что, несмотря на все трудности, экспедиция 1918 г. в Ухтинский район «проделала большую и интересную работу и вернулась с ценными результатами» 13.

В том же году В. И. Ленин давал указание об изысканиях для строительства железной дороги от Москвы к Ухте 14.

После изгнания интервентов с Севера работы в Ухта-Печорском крае развернулись с большим размахом и в конечном счете привели к созданию там крупнейшего угледобывающего и нефтепромыслового района страны. Подробнее об этом будет рассказано ниже.

Но начало решения этой проблемы положено в первые месяцы существования советского государства.

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 30-33.

Примечания

* — «Коммунистическая партия…» — Начинать главы книг и статьи с упоминания ВКП (б) / КПСС или лично генерального секретаря ЦК в те годы было обязательным условием, если автор хотел увидеть свою книгу в бумаге, а не только в виде машинописной рукописи в ящике стола. Без подобных — откровенно ритуальных — заклинаний обойтись в принципе было возможно только в случае, если вы остаетесь на самой элементарной должности рабочего от станка или крестьянина от сохи. Во всех остальных случаях ритуал следовало соблюдать. В приложении, например, к историческому образованию это значило следующее: либо ты кандидат наук и соблюдаешь всю эту ритуальную чушь, либо благодари Бога, что хотя бы диплом о высшем образовании позволили получить.

** — «…на весь переходный период от капитализма к социализму…» — Объективно процессы, происходившие в нашей стране с 1917 по 1941 годы сводились к созданию мобилизационной системы, подготавливающей Советскую Россию к надвигавшейся мировой войне. Индустриализация создавала базу для военной промышленности, коллективизация создавала условия для снабжения воюющей армии продовольствием, культурная революция готовила кадры для освоения новой военный техники и вооружений, «большая чистка» устраняла потенциальных предателей из управляющего класса.

1. СУ, 1918 г., № 33, ст. 432.

2. В. И. Ленин, Соч., т 27, стр. 207—246.

3. Протокол заседания СНК, № 94 за 1918 г.

4.  В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 288.

5. ГАОР я СС Ленинградской области, ф. Совет народного хозяйства Северного района, дела за 1918—1919 гг.

6.  См. по этому вопросу статью А. Е. Пробста. Из истории добычи и переработки нефти на Ухте. «Летопись Севера», т. 2, 1957.

7.  ЦГАОР и СС. ф. 3984. оп. 13. д. 129, 1918, лл. 18—19.

8. ЦГАОР и СС, ф. 2307, оп. 2, д. 52, 1918, л. 58. См. также В. Д. Новиков. К истории освоения Северного морского пути в первые годы Советской власти. «Летопись Севера», № I, 1949, стр. 10.

9. ЦГАОР и СС, ф. 2307. оп. 2, д. 52, 1918, л. 73.

10.  Там же, л. 86.

11. Известия Геологического комитета, т. XXXVII, № 3—4, 1920, стр. 111. По вопросу о практическом значении Ухтинского нефтеносного района, имеющего характер отдельных нефтеносных месторождений, А. А. Стоянов пришел к отрицательному выводу; в смысле нефтяных богатств он считал, что Ухтинский район несравненно беднее, чем Бакинский и Майкопский, и может иметь лишь местное значение. Вместе с тем. Ухтинский нефтеносный район совершенно независимо от возлагаемых на него надежд и предрешения вопроса о его промышленном значении, по мнению А. А. Стоянова, заслуживал к себе не меньшего внимания, чем другие из второстепенных нефтеносных площадей России. (Из доклада А. А. Стоянова Комисии по изучению и практическому использованию Русского Севера в Петрограде. Научные фонды ЛАНИЙ. Архив Р. Л. Сэмойловича. Папка «Полезные ископаемые на Кр. Севере». Доклад Кооперативному съезду Северной области в 1919 г.»).

12.  «Горное дело». 1920, М 6. См. также В. Д. Новиков. Из истории освоения Советской Арктики, 1956, стр. 22.

13. И. М. Губкин. Воспоминания о В. И. Ленине. Сб. «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. 2, М., 1957, стр. 358.

14. 25 лет Коми АССР. 1946, стр. 15.