Гелиополь (Липинская, 1983)

Гелиополь (Липинская, 1983)

Значительную роль среди крупных религиозных центров Древнего Египта в течение почти трех тысячелетий играл город Иуну — Город Столбов, называемый также Оном 2. Греки дали ему другое название: Гелиополь — Город Солнца.

Происхождение египетского названия объяснить непросто. Вертикально установленные каменные столбы не только в Египте играли символическую роль в первобытных верованиях, о чем свидетельствуют распространенные в Европе менгиры эпохи неолита. В Египте предметом культа были столбы нескольких видов: один из них, так называемый Джед, считался символом прочности: другой — Иуну — был, по всей вероятности, местным гелиопольским фетишем.от которого произошло древнейшее название Гелиополя — Иуну. Когда в середине III тысячелетия до н. э. Гелиополь превратился в центр культа бога солнца и создателя мира, символом этого бога стал иной вид священного столба — обелиск. Старый фетиш уступил место новому, но он остался в названии города, а также в мифологии и в некоторых обрядах, именуемых «поднятием столба».

Названием «обелиск» мы обязаны грекам: «обелискос» значит по-гречески «вертел». Прямоугольный, заостренный кверху монолит стал символом почитания солнца, первые лучи которого озаряли по утрам полированную верхушку обелиска. В Гелиополе ему придали дополнительное символическое значение первозданного холма, который появился из хаоса и положил начало Египту. Гелиополь никогда не играл роли политического центра, его функция была исключительно религиозной. О древнейшей истории города мы ничего не знаем — раскопки показали лишь, что на этом месте существовало селение или город в эпоху, предшествовавшую образованию египетского государства; был обнаружен и некрополь. О самом городе, однако, ничего не известно вплоть до периода IV династии — относящиеся к этому времени тексты и немного[1]численные археологические находки говорят о расцвете Гелиополя, о великолепии его храмов. Но, в отличие от Фив, например, где развалины монументальных сооружений сохранились в таком виде, что они вызывают восхищение по сей день и позволяют представить себе былое величие города, Гелиополь полностью исчез с лица земли: на его месте высится лишь обелиск, воздвигнутый царем Сенусертом I в XX веке до н. э. Один-единственный обелиск из десятков, некогда украшавших дворы храмов. Правда, сохранялось еще несколько из них, но судьба за[1]бросила их далеко: обе знаменитые «иглы Клеопатры» (одна установлена на берегу Темзы в Лондоне, другая находится в Централ-парке в Нью-Йорке) привезены из Гелиополя, равно как и римские обелиски на пьяцца дель Пополо и пьяцца ди Ментечиторио. Их вывезли при императоре Августе, когда город был уже разрушен. Об этом пишет Страбон, остановившийся во время своего пребывания в Гелиополе в том же доме, где некогда жил Платон.

Страбон рассказывает, что после нашествия персов многие обелиски валялись на земле, потрескавшиеся от огня пожарищ. Те, которые сохранились лучше, римляне вывозили в Александрию, ставшую к тому времени крупнейшей метрополией, а также в Рим. Развалины храмов позднее разобрали и использовали при строительстве Каира 3.

Раскопки в Гелиополе дали немного. Уда лось локализовать ряд храмов, главным образом времени Нового царства и Позднего периода, были найдены сотни фрагментов надписей разных правителей. Однако все это не позволяет восстановить даже план священного округа. Главным источником наших сведений о нем остаются египетские тексты.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с двумя другими богами-творцами — Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри — в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Имя Ра присоединили к именам Атума и Хепри в эпоху Древнего царства. Хотя «Тексты пирамид» и свидетельствуют о слиянии образов этих трех богов, Атум и Ра еще в I тысячелетии до н. э. почитались также раздельно и каждый из них имел свои храмы.

Гелиопольская версия сотворения мира и Великая Девятка гелиопольских богов приобрели большое значение во всем Египте. Здесь, несомненно, сыграли роль и причины политического характера: начиная с V династии цари официально именовали себя сыновьями Ра, и культ этого бога, поддерживаемый правителями страны, возобладал над другими, приобретя как бы государственное значение. Храмы Ра начали строить не только в Гелиополе, но и в других местах. Лучше всех сохранился храм, воздвигнутый в Абу-Сире фараоном Ниусерра V династии. Главным его элементом был грандиозный обелиск из известняка, установленный на высоком постаменте. Возможно, он был копией более раннего храма, находившегося в Гелиополе. И другими царями этой династии подобные храмы строились, но они не сохранились. Таким образом, единственным доподлинно нам известным очагом культа Ра в эпоху Древнего царства является храм в Абу-Сире.

В самом Гелиополе поклонялись не только Ра или Атуму (Хепри), но также Шу и Тефнут. Этим богам, почитавшимся в облике пары львов, посвящен был храм поблизости, в Леонтополе. Среди других богов, выступавших в зооморфном облике, особое святилище имела птица Бену — прообраз греческого Феникса, цапля, считавшаяся душой Ра. Священным животным Атума был ихневмон, почитавшийся в Гелиополе, а также черный бык Мневис и многоножка Сепа, которой был посвящен храм близ Гелиополя, на берегу Нила. Были в Гелиополе и другие священные символы. Помимо обелиска Бен-бен и столба Иуну там поклонялись священным деревьям: Ишед, на листьях которого богиня Сешат записывала исторические события, вербе, связанной с культом Феникса, свившего себе гнездо в ее ветвях, и еще одному растению, именуемому просто деревом Хатхор.

Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму — заходящему солнцу и Ра — светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего впереди себя свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Сешат, Тот и Атум записывают имя царя на Небесном древе.

Приписываемая этому невзрачному насекомому могучая сила стала причиной его необычайной популярности — бесчисленные амулеты с изображением скарабея, преподносимые живым и мертвым, должны были защищать их от всевозможных сил зла и, что самое главное, помочь после смерти возродиться к вечной жизни так же, как возрождается сам скарабей.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.

Согласно «Текстам пирамид», Ра-Атум-Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном 4. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом первом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов.

Хнум создает детей, а Хекет дает им жизнь.

Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось породить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, и таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. А вот как этот миф звучит в изложении подлинных египетских текстов:

«Привет тебе, Атум.

Привет тебе, Хепри, породивший сам себя.

Ты поднялся ввысь под своим именем Холм — Тот, который высок. Ты возник под своим именем Хепри — Тот, кто возникает*. Атум — Тот, кто сам себя породил, извергнув семя в Иуну. Он взял свой член в руку свою, вызвав извержение семени, и так родились близнецы — Шу и Тефнут **.

О Атум-Хепри... ты воссиял [в образе] Бену Феникса на пред[1]вечном Холме Бен-бен в храме Феникса в Иуну, выплюнул Шу и изрыгнул Тефнут. Ты обнял их своими руками Божественного Ка 5, дабы твое Божественное Ка пребывало в них»***.

Другой, значительно более поздний источник, «Папирус Бремнер-Ринд», дает несколько иное, более подробное изложение тех же событий. От лица бога Ра в нем говорится:

«Я тот, кто возник как Хепри... Все, что было создано, появилось после того, как возник я, и все, что возникло в великом множестве, вышло из моих уст. Не было еще неба, не было еще земли, не было еще суши и змей в этом месте. Я создал их из Нуна, из Небытия.

Не нашел я места, где я мог бы встать, и я задумал в сердце своем, размыслил перед лицом своим и создал все сущее, будучи один: я [еще] не выплюнул Шу и не изрыгнул Тефнут, и не было другого творца, который творил бы со мной. Я тот, кто совокупился со своей рукой, кто сожительствовал со своей дланью [до тех пор, пока] семя не попало ко мне в рот. И выплюнул я Шу и изрыгнул Тефнут. И сказал отец мой Нун: «Да возрастут они...»****.

В продолжающемся акте творения от первой пары богов — Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) — родились Геб (Земля) и Нут (Небо).

Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов — Гелиопольская Эннеада. Она включает наиболее популярных египетских богов, и в древних текстах мы находим многочисленные обращения к ним. Вот, например, обращение из «Текстов пирамид»:

«О Великая Девятка богов, что обитают в Иуну: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, которых породил Атум. Сердце его радуется [вам], кого он породил в вашем имени «Девять богов» *****.

Так был сотворен мир и правящие им боги. «Папирус Бремнер-Ринд» описывает дальше, как была заселена уже существовавшая земля, как возникли растения и родились животные. Но предоставим слово текстам:

«После того, как я возник как бог единственный, [говорит Ра], вот со мною три божества — Нут, Шу и Тефнут. Я воссуществовал на этой земле, и Шу и Тефнут возрадовались в Нуне (Небытии), в котором они пребывали. Привели они мне вместе с собой мое Око 6 после того, как я собрал воедино свои члены. Я пролил на них свои слезы — и возникли люди, вышедшие из Ока моего. Разгневалось оно на меня, когда вернулось и обнаружило, что я создал другое на его месте, заменив его [Оком] Великолепным 7. Но я поместил его впереди [как хранителя моего, определив] место его над всей землей... Я возник из корней, я создал всех змей и все, что воссуществовало вместе с ними...»******.

Эта версия сотворения мира и людей не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар — бог Хнум, представлявшийся в облике бара[1]на, — который вылепил их из глины.

Цитируется по изд.: Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с. 15-26.

Примечания

* «Тексты пирамид», § 1587.

** «Тексты пирамид», § 1248.

*** «Тексты пирамид», § 1652.

**** «Папирус Бремнер-Ринд», 26, 21—27, 1.

***** «Тексты пирамид», § 1655.

****** «Папирус Бремнер-Ринд», 27, 1—27, 4.

2. Пирамида Унаса. Вид со стороны входа. V династия. Саккара.

3. «Тексты пирамид», высеченные на стенках внутри пирамиды Унаса. Фото А. Дзевановского.

4. Фрагмент «Текстов саркофагов». Надпись на внутренней стенке саркофага. XII династия. Варшава, Национальный музей. Фото Г. Романовского.

5. Изображение столба Иуну. Прорисовка рельефа из зала празднеств Осоркона II в Бубастисе. XXII династия.

6. Обелиск Сенусерта I в Гелиополе. XII династия. Фото Я/ Липинской.

7. Ра-Атум-Хепри. Прорисовка рельефа скальной гробницы сановника Пеннут в Анибе. XX династия.

Рубрика