Тульский кремль
Древнейшим архитектурным памятником Тулы, донесшим до нас память о мужестве и боевой доблести наших далеких предков, является выдающееся произведение русского оборонного зодчества начала XVI века — Тульский кремль.
Строительство кремля — главного звена южного оборонного рубежа Московской Руси — проходило в тревожной стратегической обстановке. Крымская орда, бывшая до того времени союзником Москвы, заняла в первые годы XVI века по отношению к ней резко враждебную позицию, что заставило поторопиться со строительством оборонных сооружений в Туле.
Постройку Кремля-крепости, как важное событие в жизни государства, отметили русские летописи. Однако не вполне ясное изложение летописных записей породило еще в XIX веке ошибочную датировку возведения тульских оборонных сооружений — кремля и «деревянного города», защищавшего посад. Дело в том, что в Воскресенской летописи под 1509 годом записано: «повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето (т. е. в 1514 году — Ред.) поставлен город камен». Эта запись истолковывалась в том смысле, что в 1509 году был, будто бы, построен «деревянный город» посада, а в 1514 году внутри него начали возводить каменный кремль.
[28]
Научные исследования последнего времени 1 установили ошибочность такого толкования, повторяющегося, к сожалению, и в публикациях наших дней. В действительности дело обстояло, по-видимому, так: принимая во внимание нависшую непосредственную угрозу нападения и учитывая, что возведение каменной крепости займет длительное 'время, было решено приступить в 1509 году к строительству в Туле деревянного кремля. Имея уже временные укрепления, с 1514 года перешли к более капитальным строительным работам— к возведению каменного кремля, которое и было закончено в 1520 году.
Что же касается деревянных сооружений посада, то они построены — мы это подчеркиваем — позднее, вероятно, во второй половине XVI века.
Тульский кремль, в отличие от большинства подобных русских укреплений, расположен в низине, защищенной со всех сторон естественными преградами. С северо-востока его прикрывали в прошлом полноводные реки Упа и Тупица, с юго-востока — речка Хомутовка, с юго-запада — Ржавское болото.
В плане кремль имеет форму правильного прямоугольника с периметром стен в 1 км и с площадью около 6 гектаров. Геометрически правильные планы имели уже некоторые кремли конца XV столетия, но только в Тульском — принципы симметрии и геометрической точности нашли свое идеальное воплощение.
В углах прямоугольника стоят четыре круглые башни: Спасская — у теперешней площади Челюскинцев, затем, следуя по часовой стрелке, Наугольная, Ивановская и Никитская. Въездные ворота имеют в плане четыре прямоугольные проездные башни: с юга — Одоевская, с запада — Пят-
_____
1. В. В. Косточкин. Оборонительные сооружения древней Тулы. Сборник «Памятники культуры», вып. 2, М., 1960.
[29]
ницкая, с севера — башня Водяных ворот, с востока — Ивановских.
В северной стене, наряду с башней Водяных ворот, находится и прямоугольная глухая башня На Погребу. Таким образом, кремль имеет девять башен; свои названия они получили либо от своего месторасположения (башня Водяных ворот — у берега Упы, Одоевская — у дороги, ведущей в Одоев, и т. п.), либо по именам близлежавших церквей.
Ознакомление с кремлем мы рекомендуем начать с обозрения замечательной панорамы, открывающейся с площади Челюскинцев. По обеим сторонам стройной Спасской башни на белокаменном, расширяющемся книзу цоколе, высятся отвесные крепостные стены, увенчанные ритмичным рядом двурогих зубцов. На стыке стены с цоколем весь кремль опоясан белокаменным полувалом — прием обработки наружного фасада крепостей, появившийся на Руси еще в конце XV века. В толще цоколя прорезаны щелевидные бойницы «подошвенного боя», с устройством которых мы познакомимся при осмотре внутреннего пространства кремля.
Основная огневая мощь кремля была сосредоточена в его башнях, выступающих за линией стен и обеспечивавших благодаря этому ведение не только фронтального, но и флангового огня.
Каждая башня была разделена дубовыми настилами на 3—4 боевых яруса, в которых стояли тяжелые пищали, установленные на станках. Даже в конце XVII века, когда Тульский кремль частично утратил свое оборонное значение, писцовые книги упоминали о пятидесяти в общей сложности «медных и железных пищалях московского и немецкого литья», стоявших в башнях.
Нижние ярусы некоторых из них служили окладом боевых припасов — ядер, «пороховой казны», ручного оружия. Нижние ярусы Спасской и Никитской башен были перекрыты превосходно сделанными полусферическими сводами. Инте-
[30]
ресно отметить, что при реставрационных работах здесь были найдены каменные и чугунные ядра, металлические части ручного оружия и небольшие (около 5—6 см) кованые «ежи» с четырьмя зазубренными остриями. Ежи разбрасывались по дорогам па подступах к кремлю как своеобразное средство обороны от татарской конницы (конь, наступивший на острие ежа, выходил из строя).
Для сообщения между первым и вторым ярусами в глухих башнях существуют самостоятельные проходы, устроенные в толще примыкающих стен. На третий ярус можно вой-
1. Тульский кремль, общая схема: 1 — Спасская башня, 2 — башня Одоевских ворот, 3 — Никитская башня, 4 — башня Ивановских ворот, 5 — Ивановская (Тайницкая) башня, 6 — башня На Погребу, 7 — башня Водяных ворот, 8 — Наугольная, 9 — башня Пятницких ворот, А — Успенский собор, Б — Богоявленский собор.
[31]
ти с крепостной стены. Третий и четвертый ярусы соединяются между собой внутренними каменными лестницами. На второй ярус проездных башен можно попасть из кремля по лестницам, устроенным в толще крепостных стен.
Большим достижением строителей было устройство наверху башен, кроме обычных бойниц в зубцах, еще и дополнительных — для ведения навесного или косого боя. Из них защитники кремля могли не только стрелять вниз, но и поливать штурмующего неприятеля горячей смолой и варом. Это нововведение нашло позже широкое применение при строительстве русских кремлей в XVI и XVII веках.
Проездные башни отличались от глухих лишь устройством в нижнем ярусе проезда, закрывавшегося мощными ду-
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Кремль. Вид с площади Челюскинцев.
[32]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Чугунные ядра и кованые «ежи», найденные в кремле во время реставрационных работ.
бовыми воротами и опускавшимися железными решетками, так называемыми «герсами». Пазы, по которым скользили края поднимаемой герсы, а также арочная ниша, в которую она при подъеме заходила, сохранились до наших дней во всех проездных башнях — в Одоевской, Пятницкой, Водяных ворот и Ивановской.
Внутреннее открытоепространство проездныхбашен на уровне боевого ходастен окружалиобходные галереи, устроенные в толщине башенных стен и имеющие бойницы не только в сторону ноля, но и во внутрь башни. Из этих галерей, соединенных проходом с боевым ходом стен, защитники крепости могши обстреливать врага, если бы ему удалось ворваться в башню, пробив дубовые ворота и сломав герсы.
Устройство нижнего яруса Одоевской и Пятницкой башен одинаково с другими проездными башнями. Особенностью их является сужение второго яруса до объема, образуемого внутренними стенами обходной галереи.
Обособленные входы в нижние ярусы глухих башен имели оборонное значение: вражеским отрядам, даже вор-
[33]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[34]
вавшимся в кремль, пришлось бы овладевать каждой башней как самостоятельной цитаделью.
Из нижнего яруса Ивановской башни был устроен потайной подземный проход к реке для обеспечения защитников крепости водой во время осады.
(Все башни завершались рядами двурогих зубцов той же высоты и устройства, что и на стенах. Над башнями возвышались высокие деревянные шатры, крытые двойным тесом. Над шатром Спасской башни была устроена смотровая вышка с вестовым набатным колоколом, оповещавшим население о приближении опасности.
При строительстве кремля, расположенного в равнине, учитывалась возможность вражеского нападения с любой стороны. Этим объясняется одинаковая высота всех его стен и башен, более или менее равномерное размещение огневой мощи по всему его периметру и т. п. Ни одна из башен не получила подчеркнуто главенствующего значения в общем архитектурном облике кремля.
Башни и стены были построены из белого камня и большемерного кирпича (7,5—8x13,5—14x28—29 см) на известковом растворе. В качестве заполнителя в толщу стен укладывался бутовый камень. Фундаменты сложены из белого камня на прочном известковом растворе. Подошва фундаментов покоится на дубовых сваях, вбитых в твердый глинистый грунт.
К концу XVI века оборонные сооружения Тулы были усилены, посад обнесли острогом, а башни Пятницких и Никитских ворот получили с наружных сторон дополнительные пристройки в виде так .называемых «отводных стрельниц». На Никитской башне был устроен деревянный рубленый раскат с установленными на нем пушками.
Войдем в кремль и осмотрим его со стороны внутреннего пространства.
Вследствие многовекового нарастания так называемого культурного слоя уровень земли по сравнению с XVI веком под-
[35]
нялся примерно на полтора — дна метра. Стены и башни как бы «утонули» в культурном слое и кажутся теперь более низкими, чем они были первоначально. Общая высота степ, включая зубцы, составляет ныне около 10 метров. Нижняя их часть расчленена широкими арочными нишами, заглубленными на 60—70 см в толщу стен и разделенными между собою неширокими простенками — столбами. Над арками, на высоте около 6—6,6 метра толщина стены уменьшается, образуя уступ шириною 2,4—2,5 метра, по которому проходит так называемый «боевой ход». Отсюда защитники крепости вели по противнику огонь из легкого ручного оружия. От огня неприятеля их защищали двурогие зубцы и глухой парапет между ними. В каждом втором или третьем зубце имеются бойницы, через которые гарнизон кремля обстреливал противника. Всего в зубцах кремля насчитывалось около 300 бойниц.
Над боевым ходом была устроена двухскатная кровля, опиравшаяся на прогоны, уложенные с одной стороны вдоль зубцов, а с другой — на каменные столбы, стоявшие на краю боевого хода.
[36]
У подошвы стен, немного выше фундаментов, в осях каждой второй или третьей арочной ниши расположены так называемые «бойницы подошвенного боя», предназначавшиеся для ведения огня из пищалей — пушек. До сооружения тульской крепости такие бойницы имелись только в Московском кремле.
При общем единстве архитектурных форм Тульского кремля внимательный наблюдатель заметит в нем целый ряд различий. Неодинакова толщина стен: у южной и западной она составляет 2,8 метра, у северной и восточной — до 3,2 метра. В то время как южная и западная стены сложены па всю высоту из кирпича, в кладке северной и западной — применен в основном белый камень.
По-разному сделаны бойницы подошвенного боя. В южной стене они сводчатые и сужающиеся наружу, в восточной — бойницы помещены в неглубоких арочных нишках и перекрыты каменными перемычками.
Если на восточной части южной стены (слева от Одоевской башни) каждый зубец стоит как бы самостоятельно, будучи отделен от соседнего западающим парапетом, то зубцы по правую сторону башни объединены попарно в ритмичные группы, разделенные между собой западающими парапетами. На восточной стене имеются группы даже из грех зубцов.
По-разному устроены и бойницы в двурогих зубцах. Некоторые из них перекрыты белокаменными плитами, в других перемычка сделана за счет постепенного напуска кирпичной кладки, в третьих — из белого камня сделана не только перемычка, но и основание бойницы. Одни бойницы расширяются внутрь кремля, другие — в направлении поля. Встречаются и такие, которые расширяются в обе стороны.
При тщательном осмотре установлено, что на строительстве кремля было занято несколько бригад опытных и более или менее самостоятельных мастеров, внесших в работу
[37]
свой опыт а технические навыки. В этом отношении большой интерес представляют зубцы, сохранившиеся в северной части западной стены (во дворе электростанции), они несут на себе как бы личное клеймо мастера: весь зубец сложен из горизонтальных рядов кирпича, однако один кирпич у левой верхней части зубца поставлен под углом в 45 градусов. Никакого практического значения это иметь не могло. Вероятно, мастер просто по-особому отмстил выполненный им участок работы. Такие «личные клейма» встречаются в русском зодчестве очень редко.
Архитектурные, конструктивные и военно-инженерные принципы, творчески освоенные и развитые при возведении Тульского кремля, нашли впоследствии широкое применение в оборонном строительстве Руси. Прошедшие века не донесли до нас имени зодчего —высокоодаренного создателя Тульского кремля. Строительством крепости руководили русские мастера, сумевшие творчески развить и обогатить опыт прошедших столетий. На их работе не могло, конечно, не сказаться влияние только что законченного Московского кремля и некоторых его частных деталей — двурогих зубцов, арочной системы стен, консолей навесного боя и т. п. Но в целом Тульский кремль является выдающимся творением подлинна русского оборонного зодчества, ценнейшим вкладом в сокровищницу русской национальной культуры.
Планировка и застройка кремлевской территории в начале XVI века нам документально не известна. По аналогии с другими древними городами Руси можно полагать, что в начальный период, т. е. до организации тульского посада, в кремле проживало все население города, как военное, так и гражданское.
Поскольку для всей округи кремль был единственным местом, надежно защищенным о г татарских наездов, его территория была максимально использована и тесно застроена. Наряду с жилыми строениями для гарнизона и постоянного
[38]
населения Тулы, здесь размещались и так называемые «осадные дворы» для тех, кто стекался со всей округи в кремль в тревожное время.
Наиболее грозные дни пережил Тульский кремль в середине XVI века. В 1552 г., когда русские полки направились в поход против казанского царства, его союзник Турция, желая помешать этому, направила неожиданно под Тулу орды крымского хана.
21 июня 1552 г. «со всеми людьми и снарядом» хан Девлет Гирей появился под стенами Тулы. Население города вместе с гарнизоном героически оборонялось от врагов. 22 июня противник «приступал весь день, из пушек бил по городу и огненными ядрами и стрелы стрелял». Но защитники с беспримерным мужеством отражали натиск врага.
Город держался. Но ночь на 24 июня едва не стала для него роковой. Татары взломали одни из ворот. Тогда осажденные, в том числе женщины и подростки, наскоро сделав завал («врата камением затвердиша»), сорвали замыслы врага. Хан назначил общий штурм на утро. На рассвете подошли на выручку осажденным войска, посланные Иванам IV. Смелая вылазка тулян и стремительный удар государственных полков обратили врагов в бегство («побеже от града с великим срамом»). Тульский кремль впервые выдержал осаду.
Полстолетия спустя, в 1607 г., кремлевские стены снова окутались пороховым дымом, став местом последнего драматического этапа крестьянского восстания, возглавлявшегося Иваном Исаевичем Болотниковым. В мае 1607 г. войско царя Василия Шуйского двинулось к Туле против восставших холопов и крестьян.
Болотников пытался задержать царские войска на рубеже речки Воронки (современный район Косой Горы). Но в жестоких двухдневных боях его отряды потерпели поражение и отступили под защиту тульских укреплений.
[39]
Враг не смог овладеть Тулон с ходу и с 30 июня 1607 года начал ее длительную осаду. Артиллерия («большой наряд») жестоко обстреливала укрепления; царские ратные люди расправлялись с окрестным (населением.
Войско Болотникова, сидевшее в стенах кремля, умело и настойчиво оборонялось. «Вылазки были на все стороны, по всякой день по трижды и по четырежды и многих царских людей ранили и побивали». Осада затягивалась, в стане Шуйского проявлялось недовольство.
Царь «недомысля, что сотворить граду». Тогда боярский сын Иван Сумин Кровков предложил устроить запруду на Упе, отчего «вода де будет в остроге и в городе и дворы потопит» и осажденные не смогут сопротивляться.
С начала августа 1607 г. войска и собранные «даточные люди» строили плотину ниже впадения в Упу речки Воронки (где-то в районе современного сахарного завода). Примерно к концу сентября работы закончились, начался подъем воды, которая затопила город и кремль.
Несмотря на это, осажденные во главе с И. И. Болотниковым продолжали героически сопротивляться, надеясь на подход войск «царя Дмитрия Ивановича», нового самозванца. Зная об этом, Шуйский начал переговоры, предлагая «тульским сидельцам» прекратить борьбу и уйти, куда пожелают. Но, когда 10 октября 1607 года Тула прекратила сопротивление, подручные царя предательски схватили И. И. Болотникова и его ближайших соратников. Позднее царь расправился с ними и многими другими участниками восстания.
В XVII веке в кремле размещались Воеводский двор, Архиерейское подворье, Приказная и Губная избы, Таможенный и Кружечные дворы, богадельня для нищих и около сотни обывательских дворов.
Почти до конца XVII века все жилые и церковные здания были деревянными. Только в 1684—1685 годы в центре
[40]
кремля, вероятно, на месте ранее существовавшего деревянного храма, было выстроено первое каменное здание — Успенский собор с небольшой колокольней. Он просуществовал до середины XVIII века. В 1762—1764 годы на его месте был выстроен ныне существующий Успенский собор. В 1772—1776 гг. к западу от него была возведена не дошедшая до нас высокая четырехъярусная колокольня с часами и позолоченным шпилем.
В XVIII веке Тульский кремль исключили из состава действующих крепостей. Городские власти утратили интерес к нему, и он стал ветшать и разрушаться. Лишь в 1784 году здесь был впервые проведен капитальный ремонт. При этом не ставилась цель вернуть древнему сооружению его пер-
Кремль. Башня Одоевских ворот. Надстроена в XVII— XVIII вв.
[41]
Схема завершения кремлевских стен: 1 - в XVI—XVII вв.,
2 — в XVIII в.,
3 — в XIX в.,
4 — осуществляемая реставрация.
воначальный вид. Так, например, зубцы на башнях были снижены, утратив при этом свое двурогое завершение, на башнях были построены безвкусные деревянные «бельведеры», сильно искажена верхняя часть Пятницкой и Одоевской башен, причем последняя получила не свойственную архитектуре кремля заостренную главку на высоком барабане, сохранившуюся до наших дней. Тогда же вдоль кремлевских стен, с трех сторон, был устроен сухой ров.
Примерно в то же время над стенами была сделана односкатная кровля, для чего пришлось стесать верхнюю часть зубцов с внутренней стороны кремля. В сильно разрушенном состоянии часть таких зубцов сохранялась до нашего времени, до их реставрации.
К началу XIX века кремль опять пришел в ветхость и в 1821—1828 годы был снова частично отремонтирован. При этом над башнями были устроены деревянные купола, кровля — над стенами, боевой ход выстлан кирпичом.
При большом тульском пожаре 29 июня 1834 г. часть
[42]
деревянных надстроек башен сгорела. Уцелели кровли лишь на Ивановской, Никитской и Одоевской. По указанию из Петербурга ветхие купола на первых двух башнях были разобраны, и только купол над Одоевской дошел до наших дней.
В 1841 г. в северо-западной части кремля, вплотную к его стенам, были пристроены каменные лавки, часть которых сохранилась до настоящего времени. В том же году стены и башни были впервые побелены. До того времени кремль имел красивую естественную расцветку.
B 1844 г. были расширены ворота в Водяной башне.
В 1835—4802 годы к северу от Успенского собора, для богослужений в зимнее время, был построен Богоявленский собор. Здание возведено в ложнорусском стиле и не представляет большой художественной ценности.
Невежественно и бесцеремонно относились в дореволюционное время к памятникам старины. О том свидетельствует, например, приспособление Спасской и Наугольной
[43]
Схемы покрытия кремлевских башен: I — в XVI— XVII вв.,
2-е XVIII в.,
3 — в XIX в.,
4 — осуществляемая реставрация.
башен под торговые склады, устройство в нижнем ярусе Ивановской башни ледника для ближайшего ресторана. В 1899 г. не постеснялись разместить внутри кремля электростанцию, работавшую на угле. Хуже того, в 1911 г. над кремлем нависла угроза полного уничтожения — городские власти решили его разобрать с тем, чтобы воспользоваться кирпичом и камнем для хозяйственных нужд. Только вмешательство прогрессивной общественности спасло кремль от варварского разорения.
После Великой Октябрьской социалистической революции древний кремль взят под охрану государства. Еще в 1930-х годах от его стен были убраны все ветхие строения, в 1950-х годах проведены работы по частичному его ремонту. Наконец, начиная с 1964 года, впервые за всю историю кремля, осуществляется комплексная научная реставрация,
[44]
ставящая себе целью восстановление первоначального облика кремля 1.
Наряду с реставрацией стен и башен, в кремле будут проведены большие работы по планировке, благоустройству и озеленению всей его территории. Предполагается восстановить первоначальный уровень земли на участках, прилегающих к стенам, благодаря чему они вновь обретут свою ис-
_____
1. Реставрация проводится по проектам и под научным наблюдением Всесоюзного производственного научно-реставрационного Комбината Министерства культуры СССР. Работы в 1964—1967 гг. осуществлял прорабский участок ВПНРК того же министерства. С 1968 г. по 1970 г. работы вели областная специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРПМ), а с 1971 г. ведет тульский прорабский участок Всероссийской СНРПМ.
[45]
тинную высоту. Не меньшее внимание будет уделено благоустройству прилегающих к кремлю территорий, в том числе устройству красивой набережной и расширению кремлевского сада, общая компоновка которого будет увязана с решением проектируемого общественного центра Тулы.
Как четыреста пятьдесят лет назад, так и в наши дни,
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Успенский собор. 1762—1764. По рисунку 1900-х годов.
[46]
кремль сохраняет значение композиционного центра города и исторического звена, соединяющего далекий XVI век со светлым социалистическим сегодня.
* * *
В центре кремля возвышается величественный Успенский собор — ценнейший памятник русского зодчества второй половины XVIII века. По своей общей архитектурной композиции он является одним из наиболее поздних образцов больших соборных храмов, возводившихся в предшествующие века в крупных городах Московской Руси.
Успенский собор построен в 1762—1764 годы на месте старого каменного храма того же названия. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, остается и в наши дни неизвестным.
Пространственное решение храма предельно ясно и монументально: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой.
В отличие от большинства подобных храмов XVIII века, собор не имеет подклета и обходной галереи, благодаря чему его архитектура приобретает еще большую выразительность, лаконичность и ясность.
С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление, выполненное в нарядном стиле русского барокко. Все его фасады покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства.
Чтобы хорошо и равномерно осветить высокое внутреннее пространство собора, строителям пришлось прорезать в его стенах два ряда окон — первого и второго света, что прида-
[47]
ло внешнему облику храма обманчивый характер двухэтажного здания. Зодчий смягчил это архитектоническое несоответствие, расчленив фасад вертикальными декоративными полосами, объединяющими расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Оконные наличники проходят одной сплошной линией от цоколя: здания до перемычки окон верхнего яруса. В пределах окон нижнего света они выполнены из белого камня и имеют форму тонких каннелированных колонок, окна второго света обрамлены кирпичными наличниками с несколькими «перехватами», характерными для зодчества предыдущего, XVII столетия.
Богата и интересна вставка между окнами обоих ярусов. Затейливая декоративная композиция над перемычками верхних окон, наподобие каменного кружева, венчает кубический объем собора, усиливая (по закону контраста) его мощь и монументальность.
Парные лопатки по углам собора и одинарные в оконных простенках вносят дополнительный вертикальный акцент в общую композицию фасадов. На уровне верхней части окон второго яруса лопатки прерываются восьмигранными нишами, в которых были размещены иконы.
Декоративное убранство стен отличается богатством и разнообразием примененных форм и материалов. Наряду с белокаменными резными деталями в форме стилизованных капителей, раковин, розеток и т. п., мы встречаем здесь и элементы, выполненные из фасонного кирпича, а также лепные украшения в форме веток, детских головок и т. п.
Три входа в собор украшены богато декорированными порталами. Размещенные под окнами второго яруса, как бы на месте нижнего окна, они не нарушают гармонии фасадов, а, наоборот, —дополняют ее, внося разнообразие в убранство нижней части собора. Дверные проемы имеют полукруглое завершение и обрамлены уходящими внутрь уступами из
[48]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Успенский собор. Фрагмент верхней части Западного портала. Вид до реставрации.
профилированного кирпича. Южный и северный порталы сходны по своему архитектурному убранству. Их наличники состоят из двух пучковых белокаменных колонок, украшенных растительным орнаментом и завершенных стилизованными плоскими резными белокаменными капителями. Над входами помещены киот и декоративная раковина. Западный портал отличается от двух баковых лишь более пышным убранством пространства над дверным проемом. Интересно отметить, что в декоративную композицию верхней части портала включен резной белокаменный двуглавый орел, символизирующий единение церкви и царского самодержавия. В капители колонок, обрамляющих портал, включены резные каменные вставки в виде веток, розеток и т. п.
Оформление стен алтарного выступа одинаково с убран-
[49]
ством нижней части собора. Его фасад также расчленен пилястрами— двойными по углам и одинарными в оконных простенках. Окна алтаря имеют те же размеры и декоративное оформление, что и окна первого яруса собора.
Фасады храма завершаются многопрофильным карнизом, крепованным над лопатками. Световые барабаны пятиглавия имеют относительно небогатое декоративное убранство. Центральный барабан украшен по своим граням двумя лопатками с круглой колонкой между ними. Под окнами и над ними помещены белокаменные вставки с резным орнаментом в виде раковин и цветов. Декоративное убранство четырех угловых барабанов ограничивается спаренными лопатками на гранях и белокаменными вставками под окнами.
При строительстве собора все пять его глав были позолочены. Стены с богатым узором, белые вкрапления каменного и лепного декора, луженая белая кровля и, в особенности, золоченые купола придавали зданию нарядный и торжественный вид.
При построении собора зодчий добился интересного сочетания большой простоты с выразительной монументальностью, лаконичности архитектурного решения с нарядностью декоративного оформления, прекрасно найденных пропорций с легкостью и изяществом общего облика.
Цоколь собора выполнен из белого камня, стены — из маломерного красного кирпича (вх4'1х.22 см). Общаявысота собора, от землидо верхакреста, составляет около 50 метров.
Из многочисленных тульских каменщиков-умельцев, сооружавших собор, нам известны имена лишь немногих мастеров или артельщиков. В отчете о построении собора о них сказано: «А делали земляное и каменное мастера тульские кирпичники Емельян Цыбин, Онисий Васильев Добрынин».
Талантливые тульские кузнецы,— Осип Журов с помощниками, добротно, просто и изящно отковавшие металличе-
[50]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[51]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
[52]
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Успенский собор. Вид на центральную часть иконостаса до реставрации.
ские стропила четырехскатной кроили, каркас куполов и другие детали, были подлинными знатоками своего дела. Ведь крупные размеры кованых деталей требовали большого умения и смекалки. Созданные руками туляков поковки— это настоящие произведения инженерного искусства.
Внутреннее пространство собора представляет собой просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид. Сказочное впечатление производит фресковая роспись собора, сплошным ковром покрывающая его внутренние стены, столбы, своды и барабаны.
Как свидетельствуют архивные документы и сохранившаяся надпись на северной стене собора, он был расписан ярославскими мастерами, работавшими в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета. Они трудились с 8 мая 1765 года «по два лета» — 36 живописцев под руководством Афанасия Андреевича Шустова. В составе артели
[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]
Успенский собор. Фрагмент дверей иконостаса до реставрации.
[53]
художников были замечательные для своего времени мастера — Михаил Алексеевич и Ефим Михайлович Соиляковы, до этого прославившиеся при росписях ярославских церквей. Монументальная живопись в Успенском соборе является последним и совершеннейшим творением мастеров русского фрескового письма XVIII века.
Размещение живописи на стенах Успенского собора во многом совпадает с известными росписями древних храмов во Владимире, Москве, Ярославле и других древних русских городах. В то же время фрески Тульского Успенского собора имеют свою особенность в изображении сюжета и в стиле письма. Они иллюстрируют дальнейшее развитие ярославского фрескового мастерства, нарушившего установившиеся вежами капаны, что для своего времени было прогрессивным явлением.
Художники, изображая религиозные события, трактовали их как жанровые сцены из повседневной жизни. В свои картины они вносили элементы мирской действительности. Их святые — словно реально существующие люди, в русских одеждах. Их лица имеют сходство с современниками. Ландшафт, на фоне которого представлены персонажи, отражал то, что художники видели вокруг себя: землю, пышные нивы, дали с зелеными густыми дубравами. Реально изображены также города, крепости, цветы и предметы обихода. Нижний ярус стен заполнен орнаментом в виде полотенец с традиционным растительным рисунком.
Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими мастерами, работавшими резчиками по дереву у купца Василия Кирьянова. Золотил иконостас Данила Хазарев.
Иконостас является превосходным образцом местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Выполненный в переходный период от барокко к классицизму, он
[54]
несет в себе характерные черты обоих стилей и сам по себе представляет значительное произведение искусства.
Все ярусы иконостаса заполнены иконами, написанными во время строительства собора неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещенные у царских врат, выполнены оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым, лучшим в свое время тульским иконописцем.
Изумительное сочетание красок, декоративность и жизнерадостность росписей Успенского собора, прекрасная живопись иконостаса и тонкая резьба но дереву свидетельствуют о большом мастерстве и таланте ярославских и тульских художников того времени.
Первоначально пол в соборе был выстлан чугунными плитами. Дошедшие до нас архивные источники не позволяют судить о том, были ли они гладкими или узорчатыми. Есть предположение, что несколько первоначальных плит из Успенского собора, с очень интересным узором, сохранились до наших дней в Тульской Благовещенской церкви.
* * *
С 1966 года осуществляется комплексная реставрация собора, ставящая себе целью полное восстановление его первоначального облика. После того, как будут закончены реставрация фасадов и устройство новой кровли, начнутся работы но восстановлению внутреннего пространства собора, в том числе по укреплению и очистке от загрязнений и копоти замечательных фресок. Затем собор будет подготовлен к музейному показу и открыт для обозрения.
[55]
Цитируется по изд.: Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Тула, 1973, с. 28-55.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии